Углы установки колес
О
развале-сходимости колес имели понятие уже строители тяжелых рессорных карет,
которые специально занимались этим вопросом, зная, что от него зависит
прямолинейность и легкость хода.
Появившийся автотранспорт адаптировал и усовершенствовал знания – и сегодня, в
век мощных моторов и высоких скоростей, требуется наиболее точное соответствие
углов установки колес тем, которые предписаны заводом. От этого напрямую
зависят комфорт и безопасность езды, да и, кроме того, ремонтные расходы
автовладельца.
В трех измерениях
Для начала –
немного теории и геометрии. Относительно оси и плоскости вращения, а также
частей подвески, колесо имеет три характеризующих задаваемых угла, которые
применительно к автомобильной технике называются углом продольного наклона,
углом развала и углом схождения (сходимости). Угол продольного наклона – это
угол, образуемый вертикалью, проходящей через центр колеса, и осью поворота
колеса. Если упрощенно – то он зависит от угла наклона стойки
"МакФерсон".
Угол развала – это угол между плоскостью его вращения и вертикалью. Колеса
могут стоять так, что расстояние между верхними краями больше, чем между
нижними (они расположены как бы "косолапо"), либо оно одинаково (прямо),
либо, наоборот, – между нижними расстояние шире (как бы
"враскоряку").
И наконец, схождение: угол определяется разностью расстояний между бортовыми
закраинами, сзади колес и спереди по ходу движения. Таким образом, колеса могут
съезжаться внутрь к "передку" машины, могут ехать параллельно, могут
разъезжаться наружу в разные стороны.
Углы установки колес – конструктивные параметры, задаваемые заводом для каждой
модели отдельно. У легковых машин их значения имеют, в основном, небольшие
отклонения от прямого положения и редко задаются в точном соответствии с ним.
Как правило, делается положительный угол продольного наклона колес (стойки
"МакФерсон" отклонены назад), положительный развал (чуть
"косолапо") и положительная сходимость (колеса немного едут внутрь).
Правда, значения этих отклонений довольно малы и на глаз незаметны: для наклона
они составляют 1-5 градусов, для развала – 0.5-1, для схождения – 0-0.2.
Делаются такие углы для компенсации упругих деформаций подвески, стабилизации и
курсовой устойчивости управляемых колес.
Без настройки
Характерными
следствиями отклонения углов установки колес от заданных конструкцией величин
являются увод автомобиля от прямолинейного движения и "невозвращение"
колес после выхода из поворота. Проявляться это может на разных скоростях – в
зависимости от величины отклонения. Хотя нужно отметить, что эти
"симптомы" могут оказаться и признаками других
"заболеваний" в подвеске: износа подшипников ступиц и амортизаторов,
неисправности тормозных механизмов (заедание и подтормаживание) и
гидроусилителя. Также возможна разбалансировка колес, неравномерное давление в
шинах и появление у них дефектов.
Как правило, причиной нарушения углов оказывается естественный износ и
разрегулировка, а также удары по колесам и подвеске при неудачных маневрах.
Последнее в российских городах явление весьма распространенное, когда неудачно
"пойманная" выбоина в асфальте или выпирающий трамвайный рельс
сбивают у колеса регулировку схода-развала. Кроме того, углы всегда нарушаются
и при ремонте рулевой или передней подвесок – об этом стоит помнить при
самостоятельной замене деталей.
Помимо очевидного дискомфорта и небезопасности езды, неправильные углы колес
влекут за собой и экономические проблемы. При нарушенном сходе-развале
преждевременно и (или) неравномерно (признак разрегулировки) изнашиваются шины,
а также детали подвески, которая начинает нагружаться неправильно. Так что,
если машину (даже немного) начало "вести" – надо ехать на станцию.
На установку